Поиск

Ойстрах Д.Ф. (1908-1974). Мэстро „невесомого смычка“

Давид Ойстрах был одним из крупнейших музыкантов 20 ст. Его исполнение отличалось глубиной и серьезностью толкования музыки, безупречным вкусом и чувством формы; в интерпретациях Ойстраха тщательная проработка деталей сочетались с одухотворенностью и волей. Его репертуар охватывал все стили и музыкальные эпохи, от барокко до современности. Это подлинный чародей скрипки, виртуоз, Царем Давидом называли его современники. „Играть с Ойстрахом в концертах – писал Евгений Светланов - было высочайшим творческим наслаждением“. Музыкант оказал огромное влияние на развитие мирового профессионального исполнительства и педагогики.

Его родным городом была Одесса, где он родился 30 сентября 1908 г. в семье служащего. Отец был музыкантом-любителем, мать пела в хоре оперного театра. Мальчика рано привели в театр и впечатления от этого визита остались у него на всю жизнь. Спяти лет Давид начал учиться игре на скрипке у знаменитого одесского педагога П. Столярского и спустя год уже выступал в ученическом концерте.

В 1924 г., будучи студентом второго курса Одесского музыкально-драматического института, он дал первый сольный концерт, состоявший из виртуозных пьес и мини­атюр, и двух крупных сочинений, которые впоследствии вошли в „золотой фонд“ скрипача: концерт ля-минор Баха и соната „Дьявольские трели“ Тартини.

Окончив институт в 1926 г., молодой музыкант далее совершенствовался самостоятельно. Некоторое время играл в составе симфонического оркестра, пока не встретился с композитором и директором Ленинградской консерватории Александром Глазуновым, который приехал в Одессу на гастроли. После концерта, покоренный мастерством солиста, Глазунов подарил Ойстраху свою партитуру и пригласил его к себе в Ленинград. Наш герой выступал здесь по программе концертов с большим успехом.

После этого он решил оставить оркестр и посвятить себя сольной карьере. В 1928 г. переехал в Москву, а с 1934 г. начал преподавать в Московской консерватории. У молодого исполнителя быстро завязались творческие знакомства с известными композиторами А. Хачатуряном, С. Прокофьевым и Д. Шостаковичем. Во второй половине 30-х Ойстрах начал гастролировать за рубежом. Он принял участие в двух международных конкурсах: в Варшаве (1935), где завоевал вторую премию, и в Брюсселе (1937), где ему вручили первую премию.

В военные годы, как и многие его коллеги, увеличил количество своих выступлений. Он поднимал дух воинов и граждан осажденного Ленинграда.

После войны в концертном сезоне (1946-1947гг.) Музыкант изумил публику грандиозным циклом „Развитие скрипичного концерта“, который   вызвал огромный интерес и уважение публики во всем мире.

В исполнительской технике Ойстраха знатоки выделяют вир­туозное владение смычком. „Скрипач распоряжается смычком подобно тому, как феноменальный певец распоряжается соб­ственным голосом“,— отмечали критики. Недаром его прозвали „маэстро невесомого смычка“.

Очевидцы так описывали концерт: „...Открывалась дверь, ведущая на сцену, и перед публикой появлялся не­высокий человек со скрипкой, которую он держал в руках с какой-то удивительной естественностью и даже элегантностью. Это был Ойстрах. На середину сцены он обычно выходил с улыбкой, у завсегдатаев концертов получившей название „ойстраховской“. Однако как только начинала звучать музыка, он становился серьезен... Московская консерватория для него всегда оставалась образцом наивысшей ответственности“.

Его интересы не ограничивались только музыкой. Еще в 30-е годы в Центральном Доме работников искусств состоялся „официальный шахматный матч“ между скрипачом Д. Ойстрахом и компо­зитором С. Прокофьевым: оба этих музыканта с мировым именем были страстными любителями шахмат. Матч организовали по всем правилам „большого спорта“: с регламентацией времени, судейской коллегией, публикой... „Мы волновались так, будто дело шло о завоевании первенства мира!“ — с улыбкой вспоминал о матче Давид Ойстрах. Как-то он решил подсчитать количество городов, в которых выступал с концертами, и только в СССР насчитал около 180.

Однажды в газете „Известия“ был напечатан очерк Татьяны Тэсс о Д. Ойстрахе. Могучий талант музыканта восхитил ее, а когда она побывала у него дома, то ее восторг удвоился. На его столе лежал слепок с руки бельгийского скрипача Эжена Изаи и она не могла оторвать глаз от этой великолепной кисти. Видела его скрипку, которая поразила ее своей лебединой простотой формы и таинственным блеском драгоценного дерева. Партитуры скрипичных концертов, нотные папки, портреты великих музыкантов, огромный распахнутый рояль – сама музыка была хозяйкой этого дома, главенствовала в нем. Все это поразило поэтессу и она просидела в редакции над статьей до глубокой ночи. Потом Д. Ойстрах сердечно поблагодарил ее за внимание и восторженный материал.

В пору творческой зрелости он работал над расширением скрипично-дирижерского репертуара. Включил в него произведения Ф. Шуберта, И. Брамса, Ф. Штрауса, С. Прокофьева и Д. Шостаковича, которые до него не исполнялись.

Исключительный интерес представляли выступления в ансамбле с другими музыкантами-виртуозами. Все музы­кальные справочники упоминают о трио: — Ойстрах (скрипка) — Оборин (фортепиано) — Кнушевицкий (виолончель). Прославился и „сонатный“ дуэт Ойстраха с величайшим пианистом XX века Святославом Рихтером — виртуозы исполняли сонаты Бетховена, Брамса и Шостаковича. Он одинаково блестяще играл и перед сорокатысячной аудиторией, и „тет-а-тет“ с бельгийской королевой Елизаветой.

Практически все музыканты, выступавшие с Д.Ф. Ойстрахом, восхищались его замечательным чувством ритма.

В последние годы жизни он серьезно болел, но большая любовь к музыке и воспитанная за годы работы воля не позволя­ли ему покинуть сцену. Гастролировал с сим­фоническим оркестром Московской филармонии по Украине, а затем отправился с „Брамсовским циклом“ в Амстердам. Тут 24 октября 1974 года Давид Федорович скончался от сердечного приступа. Его останки были перевезены в Москву, где их похоронили на Новодевичьем кладбище.

Д.Ф. Ойстрах был народным артистом СССР, лауреатом государственных премий (1943, 1960) почетным членом Королевской академии музыки в Лондоне, Американской академии наук и искусств, Национальной академии „Санта-Чечилия“ в Риме, членом - корреспондентом Немецкой академии искусств в Берлине, почетным доктором Кембриджского университета (Англия) и других званий.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить