Поиск

Нежданова А.В. (1873 – 1950). “Джульета” родилась в Одессе

Артистке, обладавшей голосом кристальной чистоты, рукоплескал весь мир. Ее имя дорого всем любителям высокого искусства. Многие оперные партии, романсы и песни остались, на счастье, в звукозаписи для грядущих поколений.

Будущая знаменитая певица Антонина Васильевна Нежданова родилась 29 июля 1873 г. в предместье Кривая Балка г. Одессы. Отец Василий Павлович был священником в Пантелеймоновской церкви на Куяльнике. В семье много пели, играли на скрипке и фортепиано. Мать и отец обладали хорошими голосами и прекрасным музыкальным слухом. Антонина семилетним ребенком уже пела в церковном хоре.

Семья испытывала большие трудности. И тем не менее, стремясь дать дочери образование, родители отдали ее в Мариинскую гимназию, что на улице Толстого в Одессе.

В двенадцать лет А. Нежданова серьезно увлекается музыкой, пением, находит время для музыкального училища, что на Старопортофранковской улице. В гимназии руководит хором и выступает с ним на концертах. Антонина прекрасно танцевала, с большим мастерством читала стихи и прозу, занималась живописью.

Увлекалась она и драматическим театром, первое знакомство с которым произошло на спекталях украинской труппы во главе с замечательными мастерами – Заньковецкой, Саксаганским, Садовским, Кропивницким. Но особенно притягивал ее все же оперный театр, где выступала итальянская труппа.

Знакомство с семьей директора народных училищ Одессы В. Фармаковским также оставило заметный след в жизни будущей великой певицы. Младший Фармаковский – Борис – был превосходным пианистом и часто ей аккомпанировал. Окончив 8-й класс , Антонина получает право преподавать в Одесском городском училище. Вскоре она выходит замуж за Бориса. Несоответствие в характерах, вкусах и взглядах на жизнь привело к разводу. Но с семьей Фармаковских у Неждановой остались дружеские отношения.

Она мечтает об учебе в консерватории. Однако денег на поездку и плату за учебу не было. Одесский богач, городской голова Г. Маразли, , в помощи ей отказал. А вот доктор М. Бурда, поклонник таланта молодой женщины, помог-таки выехать в Петербург. Здесь терпит неудачу и решает попытать счастья в Московской консерватории. Пройдя конкурс, в 1899 г. становиться студенткой и учиться в классе профессора Умберто Мазетти.

Она обладала замечательным, красивым лирическим сопрано – легким и широким по диапазону. Студентка стала гордостью Московской консерватории, окончив ее с золотой медалью. Ее имя заносят на Мраморную доску этого заведения.

Антонина жила в небольшой комнате в Филипповском переулке на Арбате скромно, не слишком сытно. В 1902 г. в Большом театре проходила проба голосов. Она произвела наибольшее впечатление, исполнив арию Лючии из одноименной оперы Доницетти. А потом последовала вторая проба, во время которой она исполнила арию Антониды из ,,Ивана Сусанина” Глинки и арию Джильды из ,,Риголетто” Верди.

Путь к признанию ускорил и случай: однажды заболели все исполнительницы партии Антониды. Спектаклю ,,Иван Сусанин” угрожала отмена. И тут дирекция императорских театров вспомнила о молодой певице. Успех был ошеломляющий, с ней заключили контракт. Так она стала солисткой труппы Большого театра.

Среди первых почитателей ее таланта был А. Скрябин, не пропускавший ни одного выступления Неждановой в консерватории. Горячее участие в ее судьбе принял Л. Собинов. С исключительным вниманием относился к ней и Ф. Шаляпин. Для нее сочиняли Н. Римский – Корсаков и С. Рахманинов. В восторге от ее пения был К. Станиславский. По мнению В. Немировича – Данченко, А. Нежданова – лучший образец для мастеров вокального искусства. Ее приглашают выступать в миланском театре ,,Ла Скала”, в Дрездене, Берлине, Праге, нью-йоркском ,,Метрополитен - опера”. Антрепренер С. Дягилев, руководивший русскими оперными труппами, неоднократно предлагал Неждановой поездки в Париж, Лондон.

Зарубежные гастроли по различным причинам тогда не состоялись. Ошеломляющий успех сопутствовал ей и при исполнении арии Эльзы в опере ,,Лоэнгрин” , где Антонина Васильевна выступала вместе с Собиновым, а также  в ,,Травиате”, ,,Царской невесте”, ,,Снегурочке” .

Еще в консерватории она проявила большой интерес к романсу и песне. Свои любимые произведения певица исполняла не только на русском , но и на украинском, французском, итальянском языках. Нежданова широко пропагандировала национальное искусство Украины. В ее репертуаре  ,,Дощик”, ,,Ой , гаю мій”, ,,Місяцю ясний”, ,,Ой казала мені мати”, ,,Ой трудненько мені” и многие другие, а также арии из ,, Сорочинской ярмарки”, ,,Запорожца за Дунаем”, ,, Ночи перед Рождеством”.

Выступала много и охотно. Она пела в благотворительных концертах, в цирке Никитина и Саламанского, в бывшем Алексеевском военном училище, Колонном зале, на других сценах. Но основным, конечно, местом ее выступлений был Большой театр, где прошли почти полвека ее артистической деятельности.

В 1912 г. Нежданова соглашается выступить за границей – в Париже, в ,,Гранд Опера”. Ее партнерами были величайшие певцы Энрико Карузо и Титта Руффо. Гастроли прошли триумфально. Следует отметить, что сборы от спектакля ,,Риголетто” пошли в пользу семей погибших при катастрофе ,,Титаника”.

В феврале следующего года Антонина Нежданова получает приглашение на гастроли в Чикаго, в мае ей предложен ангажемент в Монте-Карло. А в июне она совершает гастрольную поездку в Лондон. В 1914 г. когда уже вовсю полыхала Первая мировая война, она возвращалась на родину из Венеции через Константинополь на пароме ,,Княгиня Ольга”. По Черному морю рыскали немецкие крейсеры ,,Гебен” и ,,Бреслау”, но к счастью все обошлось.

Выступая на сцене, Нежданова так входила в роль, что нередко проливала настоящие слезы. Однажды Шаляпин даже порекомендовал ей этого не делать. ,,Слезы – сказал он, - дальше рампы не идут”. Еще одним знаменитым ее партнером, был артист Собинов.

После октябрьского переворота Антонине Васильевне настойчиво предлагали выехать за границу, но она осталась верной своему Отечеству, народу. Не забывала и родную Украину – приезжала с концертами в Одессу, Харьков, Полтаву. Была и на гастролях в Киеве. В 1922 г. она совершает длительную гастрольную поездку в Западную Европу.

С 1936 г. артистка совмещает выступления с преподавательской деятельностью – вначале в студии имени Станиславского, позже – в Московской консерватории. Последние 27 лет постоянно выступала с Н. Головановым, дирижером, композитором, пианистом, найдя в нем преданного друга.

В искусстве очень важно вовремя уйти. Антонина Васильевна сумела это сделать, покинув оперную сцену, переключившись на камерное пение. Весной 1950 г. отмечалась годовщина ее дебюта в Большом театре. Неофициальная часть прошла в домашней обстановке вместе с Н. Головановым и близкими людьми. А спустя месяц с небольшим Неждановой не стало. Жизнь ее оборвалась в 5 часов утра 26 июля 1950 г. в Кремлевской больнице…

Почти никто не видел ее больной. Она осталась в памяти всех энергичной, отзывчивой на все прекрасное, радостное, светлое. В Одессе в честь Антонины Васильевны названа улица, на которой она жила. Имя Неждановой присвоено Одесской консерватории.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить