Поиск

Литвиненко-Вольгемут М. И. (1892 - 1966). Певица мирового класса

Среди знаменитых вокальных исполнителей Украины Марии Ивановне Литвиненко - Вольгемут принадлежит особо почетное место.Она была не только от Бога и земной талантливой певицей, но и большой патриоткой, для которой родное слово, песня, культура стали смыслом жизни и творчества. Гордилась тем, что в тяжелые годыXX ст. была инициатором постановок национальных опер, а также исполнителем произведений композиторов на украинском языке.

Родилась М. ​​Литвиненко 13 февраля 1892 г. в семье рабочего киевского завода „Арсенал”, Ивана Литвиненко. Мать, Евдокия Копильченко была простой крестьянкой с Полтавщины. Мария вспоминала: “У отца был прекрасный бас, мать тоже красиво пела”. Пятилетней девочкой она подпевала взрослым, и выступала в церковном хоре.

Родители понимали, что этого мало для успеха на музыкальном поприще. И все же, несмотря на лишения, девушку определили учиться в Киевское музыкальное училище (в вокальный класс М. 0лексеевой-Юневич), которое считалось одним из лучших заведений такого типа. После окончания училища перед ней, с ее замечательным голосом, открылся широкий путь к овладению вершин оперного искусства.

Мария попадает в украинский музыкально-драматический театр, руководимый выдающимся артистом и режиссером Николаем Садовским. Обладая способностью распознавать таланты, он сразу решился доверить юной артистке роль Оксаны в бессмертной опере „Запорожец за Дунаем“ Семена Гулака - Артемовского.

Ее первые же выступления были тепло встречены общественностью. Вот что писал по этому поводу Максим Рыльский: „Когда Мария Литвиненко вышла на сцену украинского театра Садовского она сразу засияла ярким светом, - появилась новая театральная звезда”. Впоследствии пела арию Гальки в народной опере польского композитора Станислава Монюшко. Исполняя партию барышни в „Утопленнице” Николая Лысенко, певица почувствовала себя в родной стихии, потому что музыка была переполнена лиричностью и разнообразной фольклорной образностью.

В 1914 г. она оставляет Украину и несколько лет работает в Петербургской „Музыкальной драме” под руководством прославленного режиссера И. Лапицкого, где выступала в „Снегурочке” Н. Римского-Корсакова, „Пиковой даме”, „Черевичках” П. Чайковского, „Каменном госте” А. Даргомыжского, „Аиде” Д. Верди, „Кармен” Ж. Бизе, „Фаусте” Ш. Гуно и других операх.

Желанию освоить все лучшее в искусстве столицы способствовали контакты М. Литвиненко с выдающимся мастером оперной сцены Федором Шаляпиным.Однажды он посетил театр. В антракте зашел за кулисы и поблагодарил Марию Ивановну за исполнение партии Снегурочки. Так прямо и сказал: „Молодец! Всегда буду рад видеть вас у себя!”

Встречалась также с Леонидом Собиновым и Антониной Неждановой.Она наслаждалась их прекрасным пением и правдивой игрой, а они в свою очередь охотно посещали спектакли с участием украинской певицы, делились с ней своими впечатлениями, высказывали дружеские пожелания. Однако все помыслы Марии были о самом дорогом и родном национальном искусстве. За полтора года она подготовила одиннадцать ведущих партий - фактически весь основной репертуар лирико-драматического сопрано. Летом 1915 г. она вышла замуж за Григория Вольгемута, опытного украинского театрального администратора.

В Киеве Литвиненко - Вольгемут работает в местной опере в театре Н. Садовского. А когда в 1919 г. организовался Второй городской музыкальный театр, то исполняет там партии Натальи и Дидоны. В этом же году вместе с Лесем Курбасом, Анатолием Петрицким, Яковом Степовым, дирижером Петром Гончаровым и балетмейстером Михаилом Мордкиным основывает украинскую музыкальную драму и в премьере “Утопленница” Лысенко вторично исполняет роль Панночки. Следующей премьерой должна была стать „Галька”. В этой постановке Леонид Собинов согласился петь партию Йонтека, но спектакль не состоялся - в Киев вступили деникинцы.Впоследствии, вместе с мужем Григорием Вольгемутом, Мария Ивановна создает Украинскую районную оперу и поет для рабочих, крестьян, интеллигенции, солдат.

В 1920 г. организует Первый трудовой кооператив украинских артистов с центром в Киеве, где идут оперы Лысенко, Монюшко, Чайковского, Даргомыжского, Гуно, Пуччини. Этот небольшой коллектив объездил многие города. Здесь начинает и педагогическую деятельность в народной консерватории.

Она стремится нести на оперной сцене родное слово. Однако руководство театра ее будто и не слышит. И тогда артистка дает согласие стать солисткой харьковской сцены, но с условием, что половину своего репертуара будет петь на украинском языке.

В 1923 г. открылся в Харькове первый Украинский государственный театр оперы и балета. С исключительным успехом певица исполняла партии Ярославны в „Князе Игоре” Бородина, Одарки в „Купале” Вахнянина, „Турандот” в одноименной опере Пуччини. В Харькове состоялись исторические постановки „Запорожца за Дунаем” с участием Панаса Саксаганского, Марии Литвиненко - Вольгемут и Ивана Козловского.

В 1935 г. выступает в родном Киеве. В марте того же года ее ожидал триумф во время Первой декады украинского искусства и литературы в Москве, за исполнение партии Одарки („Запорожец за Дунаем”), и украинских песен в концертах. Она стала народной артисткой СССР. В годы войны ее чудесный голос как бы воплощал мужественное призвание Матери - Украины. В грозные и трудные дни вместе с артистом И. Паторжинским, часто выезжала с концертами в действующии армии. Многие годы их связывала творческая дружба.

Мария Ивановна была солисткой Киевского театра оперы и балета. Она имела сильный чистый голос, высокоразвитую вокальную технику, ее репертуар включал более 70 оперных партий, где созданы яркие образы, отмеченные национальным колоритом. Работала профессором Киевской консерватории. Награждена Государственной премией, орденами и медалями. Она снялась в роли Одарки в фильме В. Лапокниша „Запорожец за Дунаем”. На протяжении всей творческой деятельности отдала много сил делу подготовки молодых специалистов.

В 1944 – 1966 гг. жила на ул. Пушкинской № 20, где любимой певице установили мемориальную доску. Скончалась в Киеве 3.04.1966 г. и похоронена на Байковом кладбище. В городе в ее честь названа улица в районе Никольской Борщаговки.

Самобытные художественные традиции М. Литвиненко-Вольгемут живут и сегодня в ее учениках, в искусстве многих мастеров оперных театров.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить