Поиск

Алешин П. Ф. (1881 -1961). Неоренессанс от Алешина

В начале XX века планирование Киева развивалось с учетом природных, экономических и технических условий. Архитектура претерпела много стилистических направлений. На смену барокко, классицизму пришли неоренессанс, неоклассицизм, национальный романтизм и модерн. В застройке города большое значение имело творчество известного архитектора П.Ф. Алешина. Опираясь на исторические традиции и новейшие достижения в строительстве, он создал высокохудожественные здания, многие из которых и сейчас сохраняют свое значение, являются памятниками архитектуры.

Павел Федотович Алешин родился 28 февраля 1881 г. в Киеве в семье состоятельного подрядчика, который вышел из крестьян - мастеровых Курской губернии. По рассказам современников, руки Алешина-отца были „золотыми“, способными в строительстве творить чудо. Кстати, его фирма строила дома и в Киеве. Благодаря своей одаренности и трудолюбию, Павел получил хорошее образование, которое позволило ему в дальнейшем стать известным строителем. В 1904 г. он окончил Петербургский институт гражданских инженеров, а в 1917 г. - Петербургскую Академию художеств. В каталогах книг библиотек хранятся его работы, изданные в 1890-1900 годах, о новом стиле, его зарождении, формах и способах строительства.

Одним из первых сооружений, построенных по проекту П. Алешина, является торговый дом Бажанова в Петербурге (1907-1909). Синтез архитектуры и искусства получил в этом творении завершенное воплощение. Майоликовый камин, с композицией „Микула Селянинович“, по эскизам Врубеля и росписи по картинам Н. Рериха „Богатырский фриз“ в гостиной, образуют великолепное сочетание с архитектурным решением интерьера. На рубеже тысячелетий в Украине проходило заметное расширение сети общеобразовательных школ и различных учебных заведений. В доме коммерческого училища на ул. Ярославов Вал в Киевезодчим были реализованы новые функциональные идеи. Здесь впервые были четко определены три зоны: учебная, общественная и жилая.

На IV съезде строителей в 1911 г. архитектор Алешин выступил с докладом и предложил прогрессивный тип школы с односторонним расположением классов. С ростом населения в Киеве и в городах Украины осуществлялись различные проекты и планировки квартир. Примером такого рационального решения являетсядом на ул. Виноградной, 20 (сейчас Богомольца), построенный Алешиным в 1914 г. Замечательным архитектурным произведением был особняк Ковалинского по улице Левашовской (Шелковичная, 15/1). На небольшом участке Алешину удалось создать иллюзию „дома в саду“, уголок природы с фонтаном и беседкой. Квалифицированная реставрация, выполненная специалистами в наше время, сохранила первозданный вид этого здания, которое напоминает средневековый замок.

Он разработал проекты многочисленных жилых домов и общественных сооружений. Возводя здания, стремился завершить ансамбль академических кварталов Киева, начатых постройкой Киевского университета архитектором В. Беретти. Среди работ зодчего особо выделяется дом Педагогического музея на Владимирской, 57 (1901-1913), с живописными полукруглыми выступами фасада, мягкими очертаниями стеклянного купола и большим скульптурным фризом „Развитие образования“ на фасаде, выполненным по эскизам скульпторов В. Козлова и Л. Дитриха. После 1917 г. здесь открылся Музей революции, потом Киевский филиал центрального музея В. Ленина, а ныне - Дом учителя, как один из важных культурных центров города. В педагогическом музее собрано немало экспонатов, рассказывающих о развитии народного образования и педагогической науки в Украине.

Среди построенных Алешиным зданий многоэтажный дом по ул. Богомольца, 5. Фактически в Липках сооружен „волшебный“ дом, где с начала строительства в нем не гас свет, а в кранах всегда подавалась артезианская вода по медным водопроводным трубам. Внешне этот дом выглядит скромным, но внутри - настоящий дворец, с необычной оригинальной отделкой. На ул. О. Гончара сохранился доходный дом начала ХХ ст.,напоминающий средневековый западноевропейский замок (дом № 60), и украшенный керамикой в украинском народном стиле дом № 74, которые построены по проекту П. Алешина. Весьма интересна топонимика этой улицы. Она имела названия: Маловладимирская, П. Столыпинская, В. Гершуни, Л. Кецховели, В. Чкалова.

Примером удачного архитектурного решения облика города является Владимирская улица и Софиевская площадь. Здесь выделяется многоэтажный дом, построенный в 1913 г. Алешиным в стиле необарокко. Он завершил формирование этой площади, которая стала одним из важнейших градостроительных узлов Киева и неповторимым ансамблем. В Киеве строились и дома для учебных и научных заведений. Интересным сооружением была школа, построенная на Шулявке, в проектировании которого принимали участие архитекторы А. Щусев, П. Алешин, В. Осьмак и В. Рыков. Здесь были предусмотрены учебные помещения, столовая, кинозал, актовый зал.

Наш зодчий разработал курорт-сад „Камперия-Сарыч“ в Крыму. К большому сожалению, этот проект остался нереализованным. Такая же участь ожидала и другие конкурсные проекты курортной зоны окрестностей Киева. В Киеве, по улице Смирнова-Ласточкина, 20, находится художественный институт, где преподавали выдающиеся деятели Украины: В. Касиян, А. Петрицкий, В. Заболотный и профессор П.Алешин. В один из самых драматичных моментов истории Киева (1918-1920), городским архитектором был Павел Федотович Алешин.

После гражданской войны он становится одним из ведущих мастеров архитектуры Украины, воспитывает несколько поколенийзодчих. В 1928-1930 гг. по его проекту построен жилой дом для врачей на Большой Житомирской улице, 17. Эффект стройки достигнут дугой фасада, ритмично расчлененного треугольными в плане эркерами, мягко закругленными боковыми выступами и традиционным для Киева использованием декоративных качеств красного и желтого кирпича. В этом доме Павел Федотович жил со своей семьей.

Во время оккупации 1941-1943 гг. Крещатик был разрушен. Но вскоре началось его восстановление. Наш геройучаствовал в конкурсах по его проектам. В процессе реконструкции он был расширен, здесь возведенымногоэтажные дома, облицованные светло-желтой керамикой, красным и серым гранитом, стал значительно красивее. В застройке Крещатика архитекторы В. Заболотный, П. Алешин, А. Добровольский, Б. Приймак стремились отразить величие победы, радость творческого труда и праздничность главного проспекта города. В Киеве в Липках в 1755 г. был построен Мариинский дворец для императрицы Елизаветы, в основу которого был положен проект Растрелли. Поврежденное во времявойны здание отреставрировано в конце 40-х гг. под руководством архитектора П. Алешина. И оно по-прежнему украшает историческую местность Печерска.

В 1945 г. была образована Академия архитектуры Украины, президентом которой был избран В. Заболотный. Первым действительным членом Академии стал П. Алешин. Ему принадлежат научные труды в области строительства и истории архитектуры. Здания, построенные выдающимся зодчим, функционируют и в наше время, - это свидетельствует о его высоком профессиональном мастерстве. Павел Федотович Алешин умер в Киеве 7 октября 1961 г. похоронен на Лукьяновском кладбище. На его могиле - памятная доска с горельефом скульпторов Клокова и Игнатьева, которая открыта в 1982 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить